О вопросах ответственности за предпринимателей за отсутствие фискального накопителя
Опубликовано: 25.10.2017
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон) в Федеральный закон от 22.05.2003№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа», предприниматели в обязательном порядке должны перейти на работу с кассами, подключёнными к сети «Интернет».
В силу требований статьи 7 Закона старые правила прекратили своё действие с 01.07.2017 и на работу с кассами, подключёнными к сети«Интернет», обязаны перейти все, кто до этого уже использовал кассовые аппараты, за исключением плательщиков единого налога на вменённый доход, патента и предприятий, работающих в сфере услуг, а с 01.07.2018 -все предприятия независимо от системы налогообложения.
Для предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, такая обязанность установлена с 31.03.2017 (письмо Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04).
Вместе с тем на рынке фискальных накопителей существует дефицит необходимой продукции, что влечёт невозможность своевременно перейти на новый порядок расчётов.
Согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, лицо, не применившее контрольно-кассовую технику, но при этом принявшее все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, не подлежит привлечению к ответственности по статьям 14.15 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия вины в совершении названных административных правонарушений (часть 1 статьи 1.5 и часть 1 статья 2.1 КоАП РФ).
При этом доказательством отсутствия вины может являться заключённый пользователем договор поставки фискального накопителя.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу о таком административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Принимая во внимание изложенное, в целях создания комфортных условий для добросовестных предпринимателей по переходу на новый порядок и в связи с существующим дефицитом на рынке фискальных накопителей при возникновении вопроса об ответственности предпринимателям необходимо сообщать административному органу информацию о принятых ими мерах по соблюдению требований законодательства (например, о заключении договора поставки фискального накопителя в разумных сроках до окончания действия электронной защищённой контрольной ленты или до предельного срока возможности её использования либо об иных мерах).